Образовательный сайт Красновой Веры Ивановны

 

 

 

      Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

 

 

 

 

Урок № 1.

Фонетика

 

      Всё разнообразие заданий по фонетике базируется на основном принципе: произношение и написание слов в русском языке расходятся, при этом звуки мы тем не менее обозначаем буквами. Поэтому для решения подобных задач необходимо помнить следующее:

1. Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных ъ, ь и гласных обозначают два звука. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.

 

2. В безударном положении не могут произноситься звуки [о], [э], а также обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а]; на месте букв е, э, я в безударных слогах слышен звук [и э].

 

3. Буква и после шипящих ж, ш, ц передаёт звук [ы], а буква е в безударном положении после данных согласных соответствует звуку [ы э].

 

4. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются - заменяются парными глухими;  глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются - заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающие по звучанию, но различные по написанию. Сравните: [прут] - это пруд и прут.

 

5. Буквосочетания -тся и -ться в глаголах и -тск- в прилагательных звучат в речи как [ца], [цк]. Де[цк']ий, ры[ца] - детский, рыться.

 

6. Мягкий знак пишется в словах для обозначения мягкости предыдущего согласного или (после ш и ж) по грамматическим нормам. Поэтому количество звуков и букв в словах с мягким знаком обычно не совпадает.

 

7. Сочетания с непроизносимыми согласными звучат не так, как пишутся. Солнце - [сонце].

 

Список литературы

1) Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2) Олимпиады по русскому языку: 10 класс / Сост.Т.Н.Скороходова. - Волгоград: Корифей, 2006.

3) Русский язык. Всероссийские олимпиады / Под ред. А.М.Камчатнова. - М.: Просвещение, 2009.

 

Уважаемые учащиеся онлайн-школы!

После того, как вы познакомились с правилами выполнения заданий по фонетике,

вам предлагается выполнить задания урока №1.

Задания двух уровней сложности, вы можете выполнить один из этих уровней или два,

всё зависит от вашего собственного выбора.

Желаю успеха!

Не забудьте посетить форум.

 

Задание урока №1: I уровень, II уровень.

 

Главная


Форум


 

kwi_dubrowka@mail.ru

 

 

 

 

 

 

http://krasnova.dubrovka.sharlikroo.ru/

Краснова В.И.©2008

 Авторские права на материалы сайта принадлежат их создателям
При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка на данный ресурс!