Образовательный сайт Красновой Веры Ивановны

 

 

 

     Сколько слов в русском языке? На этот сакраментальный вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. Воздержусь от принятого сравнения «...сколько звезд на небе», «...сколько песчинок  на морском берегу» и прибегну к восточному афоризму, который утверждает: «Если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова».

 

 

 

 

Урок № 3.

Словообразование

 

  Чтобы справиться с заданиями по словообразованию, главное - уметь разбирать слова по составу, то есть выделять в нем приставку, корень, суффикс и окончание. А это не всегда легко сделать, потому что слова, имеющие в своём составе одинаковые "отрезки", иногда по-разному членятся на морфемы. Возьмём, к примеру, слова луковица и пословица, оканчивающиеся одинаково. Набор морфем  в их созвучных концовках будет разным: лук-овиц-а и по-слов-иц-а. Или сравним пару слов с созвучными началами: полёт и полёвка. И здесь не будет единообразия в составе слов: приставка по-, корень -лёт- (полет) и корень пол-, суффиксы -ёв-, -к-, окончание -а (полёвка). Важно помнить основной принцип деления слова на морфемы: отрезок слова можно считать одной морфемой, если он встречается в других словах, привнося в них то же значение, но при этом оставшаяся часть образует другое существующее в русском языке слово (самостоятельно или в связке с другими морфемами).

 

Это интересно! Корень - обязательная часть любого русского слова. Только в слове вынуть - одном-единственном из многих тысяч русских слов - корня нет. В этом несложно убедиться, выделив окончание неопределённой формы -ть, приставку вы- и суффикс однократного действия -ну-. Этот лингвистический курьёз знатокам русского языка, готовящимся к олимпиаде, неплохо бы запомнить - может пригодится.

     

Список литературы

1) Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2) Олимпиады по русскому языку: 10 класс / Сост.Т.Н.Скороходова. - Волгоград: Корифей, 2006.

3) Русский язык. Всероссийские олимпиады / Под ред. А.М.Камчатнова. - М.: Просвещение, 2009.

 

Успехов вам, дорогие ребята!

Правильное решение заданий урока № 2,

а также разбор-анализ решений урока

вы можете найти на форуме.

 

Задание урока №3: I уровень, II уровень.

 

Главная


Форум


 

http://krasnova.dubrovka.sharlikroo.ru/

Краснова В.И.©2008

 Авторские права на материалы сайта принадлежат их создателям
При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка на данный ресурс!