Образовательный сайт Красновой Веры Ивановны

 

 

     Сравнительно-историческое языкознание - область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

 

 

 

 

Урок № 5.

Сравнительное языкознание

 

  Этот раздел науки о языке почти не изучается в школе - разве что в разделе "Лексика" при изучении заимствованных слов и при изучении тем "Русский язык в семье славянских языков" и "Русский язык в мире". Однако на лингвистических олимпиадах вопросы, связанные со сравнением языков, встречаются довольно часто.

 

Языковые семьи и группы. Русский язык вместе со своими ближайшими восточнославянскими родственниками - украинским и белорусским языками - входят в группу славянских языков. В состав этой группы включаются также западнославянские языки (польский, чешский, словацкий) и южнославянские (болгарский, сербский, словенский и др.). В свою очередь группа славянских языков вместе с балтийскими, германскими, романскими, индийскими, иранскими, а также с албанским, армянским и греческим языками вливается в большую индоевропейскую семью. Все языки мира входят в большие семьи, которые объединяют языки-родственники, имеющие общий праязык. Таким образом, русский язык - восточнославянский индоевропейский язык.

 

В основном в славянских странах государственным является свой собственный язык. Не так обстоит дело с крупными европейскими языками. На английском говорят и в Англии, и в США, и в Канаде, и в Австралии, и в некоторых африканских странах - бывших британских колониях. Немецкий язык - государственный язык Австрии и Швейцарии. По-испански говорят на Кубе, в Чили и Аргентине. И хотя в каждой стране употребляется своя разновидность языка, собственных языков у перечисленных стран нет. Помните об этом, когда вам предложат подобное задание.

 

Славянские языки и признаки их родства. Родство языков выражается в существовании строгих звуковых соответствий родственных слов и морфем. Так, русским полногласным сочетаниям -оро-, -оло- соответствуют неполногласные сочетания -ра-, -ла- в чешском , словацком и южнославянских зыках и -ro-, -lo- в польском.

     

Список литературы

1) Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2) Олимпиады по русскому языку: 10 класс / Сост.Т.Н.Скороходова. - Волгоград: Корифей, 2006.

3) Русский язык. Всероссийские олимпиады / Под ред. А.М.Камчатнова. - М.: Просвещение, 2009.

 

Успехов вам, дорогие ребята!

Правильное решение заданий урока № 4,

а также разбор-анализ решений урока

вы можете найти на форуме.

 

Задание урока №5: I уровень, II уровень.

 

Главная


Форум


 

http://krasnova.dubrovka.sharlikroo.ru/

Краснова В.И.©2008

 Авторские права на материалы сайта принадлежат их создателям
При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка на данный ресурс!