Образовательный сайт Красновой Веры Ивановны

 

 

   

Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий. (Г. Державин)

 

 

 

 

Урок № 6.

История языка

 

  Язык изменяется. Постоянные изменения - свойство всех языков, существующих на нашей планете. Лингвисты уже выявили многие основные механизмы, которые руководят  этими процессами, и пытаются открыть причины такого непостоянства.  

  Отчего устаревают некоторые слова, понятно. Например, слово набат вышло из употребления, потому что для сигнала экстренной тревоги мы теперь употребляем совсем другие средства. А вот почему устарели  и заменились новыми названия частей человеческого тела, которые какими были, такими и остались, - остаётся загадкой. Вы, конечно, знаете, что слова, утраченные по понятным причинам, называются историзмами, а слова, покинувшие активный лексикон без всяких осмысленных причин, - архаизмами.

   Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка. Однако и здесь с пушкинских времён и даже по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.

   До орфографической реформы 1917-1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма. Одна форма сочеталась с существительными мужского рода, другие - с существительными женского и среднего родов.

   Существительные мужского рода рога, глаза, бока, берега в именительном падеже имеют окончание , тогда как для других слов 2-го склонения характерно окончание -ы (столы, слоны). Это следы утраченного ныне двойственного числа, которое имело  свои особые формы у существительных до XIV-XV веков. Если речь шла о двух предметах или лицах, употреблялись не формы множественного числа, как теперь, а специальные формы двойственного числа. Именно они и остались у указанных слов, обозначающих парные предметы, в качестве формы множественного числа.

 

Список литературы

1) Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2) Олимпиады по русскому языку: 10 класс / Сост.Т.Н.Скороходова. - Волгоград: Корифей, 2006.

3) Русский язык. Всероссийские олимпиады / Под ред. А.М.Камчатнова. - М.: Просвещение, 2009.

 

Успехов вам, дорогие ребята!

Правильное решение заданий урока № 5,

а также разбор-анализ решений урока

вы можете найти на форуме.

 

Задание урока №6

 

Главная


Форум


 

http://krasnova.dubrovka.sharlikroo.ru/

Краснова В.И.©2008

 Авторские права на материалы сайта принадлежат их создателям
При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка на данный ресурс!