Образовательный сайт Красновой Веры Ивановны

 

 

 

        Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Августин Аврелий

 

 

 

 

 

Занятие № 1


А1: Орфоэпические нормы

  Презентация:  теория  Скачать

 

      Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить ошибки.

Ударение в именах прилагательных

      У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное  ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

      Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй,  очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

      И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый красИв красИва красИво красИвы; немЫслимый — немЫслим немЫслима немЫслимо немЫслимы и т.п.

      Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый прав прАво прАвы правА; сЕрый — сер сЕро сЕры серА; стрОйный стрОен стрОйно стрОйны стройнА.

      Подобные прилагательные имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-,-н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ,  свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

      Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе  -ее: сильнА сильнЕе,  больнА больнЕе, живА живЕе, стройнА стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва красИвее, печАльна печАльнее, протИвна протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

      Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени.

      Ударение в  прошедшем  времени  обычно  падает  на  тот же  слог, что и в инфинитиве:  сидЕть сидЕла, стонАть — стонАла,  прЯтать прЯтала, начинАть — начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300)  подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА и т.д.

      Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить вЫжила, вЫлить — вЫлила,  вЫзвать вЫзвала.

      У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе:  крАла, слАла, послАла, стлАла.

      И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАтьсяначалсяЯ,  началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь принялОсь, принялИсь.

      О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях

       Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий.

      Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завеЕзенный» вместо завезённый, «перевЕденный» вместо переведённый и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

      Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть пОлотый, колОть кОлотый, согнУть сОгнутый, завернУть завёрнутый.

      Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

      Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

      Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к словарю.

Задание № 1 (А 1)


А2: Лексические нормы

     Примечание. Разграничив лексические значения в данном задании, можно избежать ошибок, связанных с определённым сходством в звучании, морфемном строении и грамматических признаках слов-паронимов.
     
См. словарик паронимов


Задание № 2 (А 2)

 


А3: Морфологические нормы

Презентация: практика + теория Скачать

 

Морфологические нормы употребления существительных в речи

 

 1. Формы числа

     - ы: инженеры, шофёры, бухгалтеры, лекторы, тракторы, договоры, выборы.

     - а: директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера, паспорта.

 2. Формы Р. п. мн. ч.

       □ : валенок, ботинок, сапог, чулок, погон, солдат , партизан, яблок, яблонь, нянь, плеч, полотенец.

      -ов, -ей: носков, килограммов, апельсинов, мандаринов, помидоров,  узбеков, киргизов, заморозков, рельсов, свечей.

 

 3. Падежные формы сущ. на - мя пишутся с суффиксом - ен-: время сколько времени?(нельзя: сколько время?)

 

Морфологические нормы употребления прилагательных в речи

 

    Нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную степени сравнения:

более красивый - красивее(нельзя: более красивее);  самый красивый - наикрасивейший (нельзя: самый наикрасивейший).

 

Морфологические нормы употребления числительных в речи

   •  Собирательные не сочетаются с ж. р. (сравните: два ученика двое учеников, но: две ученицы).

   •  Дата: название месяца в Р. п.: к первому сентября.

   •  Числительное один опускается в наименовании года: в 1945 г. тысяча...).

   •  Склонение 40,90,100: в косвенных падежах — только окончания -а, -о: к ста, более сорока, за девяносто.

   •  Формы слова только: полтора(ы) полутора.

   •  Склоняются все части у количественных: о девятистах восьмидесяти трёх.

   •  Склоняется только последнее слово у порядковых: о девятьсот восемьдесят пятом.

 

Морфологические нормы употребления местоимений в речи

   - Формы притяжательного местоимения – их (нельзя: ихий, ихний)

   - Со словом кто, что сказуемое – в ед.ч.: Все, кто захотел, остались.

 

Задание № 3 (А 3)


А4: Синтаксические нормы

(построение предложения с деепричастным оборотом)

 

     Основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) всегда совершаются одним лицом (субъектом):

  Прочитав рассказ, я понял...

     •  Д/о — при инфинитиве: Прочитав рассказ, надо подумать...

     •  Д/о — в опр.-л. и неопр.-л. предложениях: Прочитав рассказ, подумайте...

     Нельзя:

 1) Прочитав рассказ, у меня воз никло чувство... (субъекты разные: «я» и «чувство»)

 2) Прочитав рассказ, мне стал грустно. (безличный глагол)

 3) Сдав экзамены, я был принят в вуз. (страдательное = кем-то принят)

 Задание № 4 (А 4)


А5: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений

Презентация: практика + теория Скачать

 

     Варианты заданий включают следующие формы управления и согласования:

  1) существительное + зависимое слово: уверенность (в ч ё м), предел (чему), вера (во что), преимущество (перед кем, перед чем), превосходство (над кем, над ч е м), памятник (кому), памятник (кого);

  2) глагол + (предлог) + зависимое слово: уделять (оказывать) внимание (чему), оплачивать то), подчеркнуть (что); обращать (направлять, устремлять) внимание (на   кого,   на   что), проявлять (приковывать, усиливать) внимание (к   кому,    к   чему), со­средоточивать (акцентировать, задерживать, заострять, останавливать, фиксировать) внимание (на   ком,   на   чём); отличать (что   от  чего);

  3)  управление в предложении с однородными членами: ср.: Писатели стремятся приблизить и сказать о мире добра, человечности, милосердия; (вместо Писатели стремятся приблизить (ч т о) мир добра и сказать (о  ч ё м) о человечности, милосердии);

  4) производный предлог + зависимое слово: благодаря, согласно, вопреки (чему);

  5)  большинство (меньшинство) + главное слово: Большинство людей интересуются политикой. Большинство театров ставит современные пьесы. Большинство книг посвящено истории «души человеческой»; 

  6)  сложноподчинённые предложения с сочетаниями тот, кто...; те, кто.... Те, кто интересуется филологией, знакомы с понятием «художественный текст»;

  7)  главное слово существительное + несогласованное определение: По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии «Герои русской истории»;

  8)  однородные члены предложения с союзами так как и...; не только, но и...: Задача любого учёного состоит не только в собирании, но и в систематизации научных фактов;

  9)  главное слово + причастный оборот: Муж Катерины был безвольным человеком, полностью подчинившимся матери.

 

Обратите внимание на то, что слово заведующий (заведующая) управляет творительным падежом: заведующий (заведующая) чем - заведующий, заведующая кафедрой, базой, складом, отделом, производством, редакцией, кадрами, клубом, лабораторией, магазином, фермой, хозяйством, гаражом. Слово заведующий (заведующая) сохраняет глагольное управление, ср.: заведовать (кем - чем?) кафедрой.

Задание № 5 (А 5)

 

Не забудьте посетить форум!

Именно там размещены ответы к заданиям!

Оставьте комментарий, задайте вопрос.

 
 Вернуться на главную

Главная


Форум


 

kwi_dubrowka@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://krasnova.dubrovka.sharlikroo.ru/

Краснова В.И.©2008

 Авторские права на материалы сайта принадлежат их создателям
При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка на данный ресурс!